ПОДСТАКАННИКИ. ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.

«… а чай по-адмиральски — это так: берется тонкий чайный стакан в серебряном подстаканнике, наливается крепчай­шим горячим свежезаваренным чаем, бросается ломтик лимона и сыплется три ложечки сахара; а рядом становится бутылка коньяка. Отхлебывается чай и доливается до верху коньяком. Еще отхлебывается — и еще доливается. И вот когда стакан еще полный, а бутылка уже пустая — это и есть настоящий адмиральский чай». М. Веллер

Подстаканники появились в российском быту в начале XX века, когда в изготовлении посуды отказывались от фарфора и фаянса в пользу стекла. Чтобы горячий стакан не обжигал руки, его ставили в металлический подстаканник с ручкой. Со временем качественные подстаканники стали обязательным атрибутом домов и кабинетов крупных руководителей — а теперь стали ярким символом ушедшей эпохи.

Но это точно не так — мне попадались на аукционах подстаканники датированные серединой ХIХ века.

Скорее, подстаканник, как атрибут чайного стола, появился в России еще в первой четверти XIX века. Я склонен предполагать, что это восточная мода принесённая из кавказских походов. Один из самых старых подстаканников которые я видел имел восточное мотивы. Но это только предположение.

Но, помимо выполнения чисто утилитарных функций, подстаканник, особенно из серебра, стал играть роль предмета, украшавшего обыденную жизнь. Серебряный подстаканник относился к числу самых популярных подарков.

Можно даже предположить, что подстаканник – русское изобретение. В пользу этого говорит не только традиция нескончаемого русского чаепития, в котором нет четкой привязанности к определённым часам и ритуалам, но и то обстоятельство, что подстаканник как предмет сервировки чайного стола весьма редко встречается в мировых специализированных коллекциях и соответствующей литературе.

Подобно русским средневековым чаркам и чашам, подстаканники зачастую имели традиционные надписи-пожелания. Самая распространённая из них, выполненная в технике резьбы или чеканки, – «Пейте на здоровье!» – размещалась в верхней части. Очень часто подстаканники украшались надписями с именем владельца или художественными монограммами из двух-трех букв.

Чрезвычайно разнообразны и интересны формы подстаканников.

В середине XIX века в оформлении тулова (корпуса)и ручки преобладали мотивы неорококо и неоклассицизма. С 1870-х годов в соответствии с эстетикой «русского стиля» подстаканники создавались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, бочонка, кадушки, плетеного берестя ного кузовка. Тулово подстаканника украшалось литыми накладками, резными цветочными гирляндами, гравюрами, изображающими сельские или городские романтические пейзажи. По гладкой поверхности летели резные стайки ласточек и рассыпались трогательные букетики ландышей и фиалок. Чеканные, а чаще штампованные, с высоким рельефом, подстаканники конца XIX – начала ХХ века являли миру вереницы стремительных троек, сцены удачной охоты. Всеобщее увлечение музыкой Вагнера и его знаменитой оперой «Лоэнгрин» отразилось в оформлении подстаканников в виде фигуры лебедя с поднятыми и экспрессивно изогнутыми крыльями.

Популярны были также рельефные изображения древнерусских богатырей, богатырских застав, а также царевен в роскошных кокошниках. Как и во всем русском ювелирном искусстве рубежа XIX – ХХ столетий, в декоре подстаканников нашли яркое отражение былинные и сказочные, а также исторические сюжеты. Для начала ХХ века характерно горельефное изображение лошадиной головы на длинной изогнутой шее в обрамлении хомутов, подков, стеков, охотничьих рожков и других атрибутов охоты и скачек.

1.Подстаканник «Лебеди» в стилистике русского модерна. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение. Высота- 9см. Вес- 348гр. фирмы «Бр. Грачевы» под гербом. Россия, Санкт-Петербург, фирма поставщиков Двора Бр. Грачевых, 1899-1908гг. Продан за 330000 руб.
2.Подстаканник ажурный с серебряной крышкой и стаканом. Стекло с рубиновым нацветом, гранение, шлифовка, серебро 84 пр, штамп, гравировка. Россия, Москва, инициалы мастера «НГ», 1847 год. Продан за 61000 руб.
3.Подстаканник с изображением вида Санкт-Петербурга и моста через Неву в стиле неоклассицизма. Серебро, литье, гравировка, штамп, золочение. Вес-152гр. Высота- 10см.. Россия, Санкт-Петербург, мастерская, мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год. Продан за 220000 руб.
4.Подстаканник в стиле растительного модерна с цветочным орнаментом и фигурной ручкой в виде бутона. Серебро, литье, штамп, гравировка, выпиловка, золочение. Клейма: 84 пробы с «женской головкой в кокошнике, повернутой вправо» мастера «НЗ». Вес – 190 гр. Высота – 12 см. Россия, Москва, мастерская Николая Николаевича Зверева, 1908-1914гг. Продан за 150000 руб.
5.Подстаканник в неорусском стиле. Серебро, литье, монтировка, гравировка. Высота — 11,9 см., вес — 363 гр. Клейма: 84 пробы с инициалами пробирного мастера «АС» над датой «1893» и гербом города, мастера «МИ». Россия, Санкт-Петербург, мастерская Исакова М.Я., конец 19в. Продан за 8500$
6.Подстаканник в русском стиле с изображением городских типажей «Горожанин и горожанка». Серебро, литье, прочеканка, гравировка, выпиловка, золочение, монтировка. Высота — 10,5 см, вес — 315 гр. Клейма: 84 пробы над инициалами пробирного мастера «А.Ш» и датой 1896, мастера «М.И». Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Исакова М.Я., 1896 г. Продан за 153000 руб.
7.Подстаканник в неорусском стиле с крышкой, украшенной фигуркой ящерицы, ползущей к поленнице дров и серебряной ложкой с мишками на дереве. Бронза, литье, штамп, чеканка, двуцветное золочение. Ложка-серебро, литье, гравировка, золочение. Россия, конец XIX века. Продан за 35000 руб.
8.Подстаканник «Тройка в еловом лесу » на фигурном резном основании. Серебро, литье, штамп, выпиловка, монтировка, гравировка. Вес — 219,5 г. Высота- 12,5см. Клейма: 84 пробы с «женской головкой в кокошнике, повернутой влево», мастера «ВБ». Россия, Москва, фабрика серебряных изделий Баладановой В.А., 1896-1908гг. Продан за 150000 руб.
9.Подстаканник, выполненный в редкой технике витражной эмали в сочетании с эмалью по скани. Серебро, литье, оконная «витражная» эмаль, скань, полихромные эмали по скани. Высота- 8см. Вес-162гр. Клейма: 84 пробы, герба города, пробирного мастера над датой 1894, мастера «ДЕ». Незначительные дефекты .Россия, Москва, мастерская Егорова Дмитрия Александровича, 1894год. Предметы мастерской представлены в ГИМ. Ценность данного произведения в применении различных эмалевых техник, в том числе сложной оконной эмали (плик-ажур). Светящиеся ячейки заполенные эмалью желтого, оранжевого, светло-голубого, цвета морской волны, синего, светло желтого, фиолетового. Этой техникой владели немногие мастера и предприятия. Техника витражной эмали сложна и трудоемка, предметы получаются хрупкими. Продан за 420000руб.
10.Подстаканник с лаковой миниатюрой с изображением Крестьян в санях на тройке лошадей.Подстаканник выполнен в стилистике неорусского стиля. Серебро, литье, штамп, выпиловка, полихромная роспись, красный лак, золочение. Высота- 10,5см. Вес-192гр. Клейма: 84 пробы с гербом города, пробирного мастера «А.А» над датой 1892, мастера «П.Милюковъ». Незначительные потертости. Россия, Москва, мастерская Милюкова П.П., 1892год. Продан за 180000 руб.